Приватизация муниципальных предприятий набирает обороты

Приватизация муниципальных предприятий набирает оборотыВ конце 2010 года произошла приватизация двух муниципальных унитарных предприятий: «Спецавтохозяйство по уборке города» и «Спецавтохозяйство по уборке Лазаревского района». В результате образовались акционерные общества, в которых 100% акций принадлежат муниципалитету. 

31 декабря 2010 года было подписано постановление главы города Сочи №2440 об увеличении тарифа на вывоз ТБО на 36,7%, то есть каждый сочинец будет платить порядка 75 рублей в месяц. При этом, Президен Медведев и Председатель Правительства Путин заявляют, что рост тарифов на услуги ЖКХ не должен превышать 15% в год. 

«Это повышение тарифа связано не с реорганизацией предприятий, а с вводом в действие мусоросортировочного комплекса. Мы посчитали экономику, и на данном этапе нам необходимо оплачивать эту услугу по сортировке мусора. Соответственно, эта доля оплаты сейчас ляжет в тариф. В результате будет принят тариф уже с учетом работы мусоросортировочного комплекса», - заявил начальник управления ЖКХ администрации города Сочи Андрей Лаптев. 

Тайна перевоплощения

Согласно законодательству о местном самоуправлении, к обязанностям городских властей относятся организация тепло-, водоснабжения, обеспечение населения электричеством и газом, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В свое время для выполнения этих обязанностей были созданы муниципальные предприятия. Однако со временем многочисленные градоначальники под тем или иным предлогом передавали муниципальное имущество в коммерческие структуры. Так было с газовым хозяйством, городскими электросетями. В недавнем прошлом городской водоканал был передан в долгосрочную аренду коммерсантам. Теперь настала очередь «мусорной» отрасли. 

По словам Андрея Лаптева, муниципальные спецавтохозяйства были предприятиями с полной самостоятельной хозяйственной деятельностью без каких-либо дополнительных вливаний. Предприятия работали на полной самоокупаемости. 

Мусорный бизнес во всем мире считается выгодным и привлекательным для инвесторов. Зарубежные предприниматели вкладывают значительные собственные средства в организацию мусоропереработки и его вывоза. Причем никакой материальной поддержки от муниципалитетов они не получают. Аналогичная ситуация складывается и в крупных городах России. В Сочи только в 2010 году за счет городского бюджета было приобретено 11 единиц дорогостоящих современных мусоровозов с загрузочной камерой 16 кубических метров. Вся эта техника уже приватизирована и в недалеком будущем перейдет в пользование довольно состоятельного инвестора. 

Хитрые инвестиции

7 июня 2005 года Городским Собранием Сочи было принято решение «О согласовании участия МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» в коммерческой организации ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс». Было разрешено внести в качестве вклада в уставной капитал коммерческой организации имущественный комплекс мусоросжигательного завода, расположенного по адресу ул.Водораздельная,1. Взамен город получил 25 % и еще одну акцию в уставном капитале акционерного общества. Остальные акции принадлежат крупнейшему строительному предприятию «Тоннельный отряд-44». В 2010 году Городское Собрание Сочи утвердило инвестиционную программу ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс». 

В результате была установлена инвестиционная надбавка к «мусорному» тарифу, которая полностью компенсирует затраты инвестора на строительство полигона возле села Н.Буу и при этом даст возможность заработать. Ежегодно, по расчетам инвестора, каждый житель города будет выплачивать за утилизацию мусора в среднем от 32 до 38 рублей в месяц. Такие данные приводятся в пункте №11 инвестиционной программы. При такой надбавке к тарифу сумма, полученная от горожан, составит 2 миллиарда 520 миллионов рублей. Сумма расходов, предусмотренная инвестором на строительство полигона ТБО, составляет 1 миллиард 338 миллионов 619 тысяч рублей. Таким образом, население спонсирует строительство полигона, а получать прибыль будет акционерное коммерческое общество. 
Дальше происходит приватизация стабильно работающих муниципальных спецавтохозяйств. Теперь доля в размере 25% в ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий завод» принадлежит не муниципальному предприятию, а вновь созданному акционерному обществу. Пока 100% акций принадлежат городу. 

Однако на последней в 2010 году сессии Городского Собрания Сочи первый заместитель главы города Анатолий Рыков заявил следующее: "У нас есть мусороперерабатывающий завод, где 25% акций принадлежат городу. Для того, чтобы работать в единой схеме по уборке города, необходимо было акционировать спецавтохозяйство. В дальнейшем может произойти обмен акциями". То есть часть общественного имущества уйдет в частную собственность. Тем более, что такая форма взаимоотношений с инвестором, как договор доверительного управления, позволяет это сделать. 

Закон как дышло

Акционирование муниципальных САХов, дальнейшая передача их акций в доверительное управление породит монополиста на рынке вывоза бытовых отходов. Если в крупных городах России предприниматели и жители вправе выбирать транспортную компанию по вывозу мусора, то в Сочи такого выбора не будет. А между тем такая ситуация противоречит российскому законодательству. Развитие конкуренции в ЖКХ является одним из условий предоставления качественных и доступных услуг населению. О чем не раз заявлял Президент РФ Дмитрий Медведев. По этому поводу 29.11.2008 г. было опубликовано разъяснение министерства регионального развития РФ, выдержки из которого приводятся ниже. 

«Для организаций коммунального комплекса установление тарифов на захоронение ТБО регулируется региональными исполнительными властями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законом №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». 

Сбор и вывоз мусора ТБО не относится к числу услуг, тарифы на которые строго регулируются Федеральным законом. Стоимость работ на вывоз мусора ТБО устанавливается на основе конкуренции между компаниями, оказывающими подобные услуги. Конкретная стоимость зависит от объема работ и определяется в договоре с потребителем. При обслуживании объектов коммунального хозяйства стоимость услуг на вывоз мусора ТБО и других отходов не входит в коммунальные платежи. Плата за услуги сбора и вывоза мусора ТБО входит в плату за жилое помещение и относится к понятию «содержание жилого помещения». 

Утилизация ТБО является законодательно регулируемым видом услуг и входит в оплату за жилое помещение. Организация, осуществляющая сбор и вывоз мусора ТБО, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организацией, осуществляющей захоронение ТБО». 

Как следует из разъяснения министерства, администрация города Сочи не вправе устанавливать тарифы на вывоз мусора, а может устанавливать тарифы только на утилизацию (захоронение) отходов. Вывоз ТБО – это конкурентная услуга (в отличие от захоронения), и тарифы устанавливаются по договоренности между организацией, эксплуатирующей дом (ЖЕК, ДЭЗ, ТСЖ, и т.п.), и транспортной организацией, осуществляющей услугу по вывозу ТБО и КГМ (твердые бытовые отходы и крупногабаритный мусор). Так должно быть по закону. Но на деле в Сочи совсем иная картина. 

 

Источник: http://sochi-24.ru